12-12-2017

Внедрять свое нужно, но нечего

DELOVAJA GAZETA (JUG) 12.12.2017

Российские компании, работающие в различных отраслях сельского хозяйства, в собственной стране чувствуют себя ущербными в сравнении с европейскими. Об этом руководители ряда крупных производителей и аграрных объединений заявили в ходе дискуссии о проблемах импортозамещения в агротехнологиях, состоявшейся в рамках выставки "Югагро".

Отсутствие или недостаточность господдержки, почти 30-летнее игнорирование властями важности многих отраслей сельского хозяйства, бюрократические барьеры, чересчур лояльное отношение к иностранному бизнесу - эти факторы называют участники рынка, объясняя свою слабую конкурентоспособность.

Идея замещения импорта в таких условиях представляется призрачной. Эксперты приводят статистику, согласно которой в отдельных сферах сельхозтехнологий доля российских компаний не только не выросла, но и снизилась с момента объявления политики импортозамещения. Динамика в минус Генеральный директор АО "Щелково Агрохим" Салис Каракотов приводит данные, согласно которым в докризисном 2014 г. соотношение отечественных и импортных средств защиты растений на российском рынке составляло 39 тыс. тонн к 54-м, а сегодня из-за рубежа ввозится уже 86,2 тыс. тонн. "Наша доля сократилась до 38%", - сообщает он. Данные Ассоциации европейского бизнеса не подтверждают это мнение, однако приводимые цифры также свидетельствуют о превосходстве импорта:

53% против 47. Говоря о рынке ветпрепаратов, кандидат сельскохозяйственных наук, бизнес-тренер "Краснодарзооветснаб" Людмила Яровая сообщила, что доля россиян не превышает 32%, в предложении вакцин этот показатель еще меньше - не более 23%, возрастает импорт антибиотиков - сегодня это уже 56%. По ее информации еще 10 лет назад сельхозтоваропроизводители выбирали в основном отечественную продукцию, сегодня соотношение сил изменилось "с точностью до наоборот", несмотря на то, что российские производственные мощности позволяют на 98% удовлетворить потребности страны.

Представители садоводческой и растениеводческой отраслей обращают внимание на недопустимо широкое присутствие зарубежной селекции. Так, саженцы плодовых деревьев, сорта и гибриды огурцов и томатов практически полностью завозятся из-за рубежа.

"Мы не видим никакой господдержки, - объясняет ситуацию Салис Каракотов. - Потенциал российского производства средств защиты растений составляет 160 тыс. тонн, на сегодня из них задействованы меньше пятидесяти, свободные мощности - более 104 тыс. тонн". Людмила Яровая констатирует, что в существующих условиях импортозамещение на рынке ветеринарных препаратов маловероятно. "Россия должна обратить внимание на западный опыт защиты национальных интересов, - подчеркивает она. - В Евросоюзе рынок ветпрепаратов защищен от иностранных компаний весьма трудозатратной и сложной системой регистрации, там предусмотрены преференции для местных производителей. У нас этого нет".

Насытить рынок своей продукцией с трудом получается у садоводов, и это несмотря на то, что после введения Россией антисанкций и запрета на ввоз плодов из Польши, отрасль наконец начала развиваться. Генеральный директор ОН "Союз садоводов Кубани" Николай Щербаков вспоминает, что до продовольственного эмбарго закладка новых садов была минимальной. Теперь, когда цена на местную продукцию садоводства выросла и в три раза увеличилась государственная поддержка отрасли, эта работа возобновлена, но пробуксовывает из-за других проблем.

"Для того чтобы накормить страну, нам надо в 5 раз увеличить производство плодов, - говорит он. - Сейчас мы производим 800 тыс. тонн, а потребляем 4 млн тонн. Чтобы импортозамещение состоялось, нужно посадить еще 100 тыс. га садов. Столько же, сколько имеем. А для этого нужно еще большее финансирование, так как капиталоемкость садоводства крайне высока: нужно строить холодильники и перевооружаться, покупать технику и многое другое. Почему маленькая Польша производит более 5 млн тонн плодов? В свое время ЕС оплачивал им до 100% закладки садов, оборудование холодильников и так далее. В итоге у них себестоимость одного килограмма яблок иной раз доходила до 8 рублей, как прикажете с ними конкурировать?". Кроме того, российские садоводы испытывают проблемы с отечественными саженцами, так как питомниководство, последние десятилетия находившееся в упадке, стало возрождаться правительством совсем недавно.

А как у них?

На фоне слабой поддержки со стороны государства российские компании сталкиваются с очень серьезной конкуренцией в лице западных фирм. Последние не только владеют лучшими технологиями, но и лучшими условиями для развития, которые созданы для них властью. Более того, российские производители уверяют, что находятся с ними не в равных условиях даже на собственном рынке.

"Российский рынок открыт как калитка, отворенная в одну сторону, - возмущен заместитель гендиректора ООО "Фирма "Август" Владимир Алгинин. - Иностранные компании регистрируются легко. Наша регистрация в своей собственной стране на 15-20, иногда на 30% дороже, чем регистрация иностранной компании. Но стоит нам перейти на ту сторону границы, вся дружба заканчивается: мы вынуждены в целом ряде стран регистрироваться только через суды, потому что по-другому пройти на их рынок практически невозможно". Одна из главных претензий европейскому бизнесу - использование низких цен на российском рынке. Российские производители средств защиты растений апеллируют к исследованию Евразийской экономической комиссии, которая показала наличие демпингового рынка в ЕС. "Мы хотим конкурировать в равных условиях, когда нет ценовых преференций за счет демпинговой маржи, которой добиваются некоторые иностранные компании, - говорит Салис Каракотов. - Но пока вынуждены замораживать свои цены, чтобы конкурировать с заниженными ценами европейцев. Они ввозят действующие вещества в Россию по ценам в два раза ниже мировых". "Мы уже договорились с нашими коллегами по рынку сохранить цены на уровне прошлого года, - подтверждает его слова Владимир Алгинин.

- Добропорядочного партнерства сейчас нет, есть открытый демпинг на российском рынке. Все помнят: когда не было отечественных производителей, цены у европейских поставщиков были в три раза выше". Европейские компании перетягивают рынок на себя не только при помощи цен, но и применяя агрессивную маркетинговую стратегию, считает Константин Кривошлыков, заведующий лабораторией экономики ВНИИ масличных культур им. В.С. Пустовойта. "Финансовые ресурсы иностранных фирм более значительны и позволяют им финансово заинтересовывать наших аграриев в покупке иностранных семян. Те, кто покупает их продукцию, получают денежную поддержку".

У представителей европейского бизнеса есть аргументы в защиту своих действий на российском рынке, свести которые можно к одному вполне логичному объяснению - "мы просто хорошо работаем". "А что плохого в наших маркетинговых стратегиях? - недоумевает директор по работе с государственными и общественными организациями и регистрации ООО "ГСА Агро" Валерий Аронов. - Россельхозбанк предлагает кредиты под 20% годовых, а мы даем под 2-3%, а можем и безвозмездный кредит дать. Разве это не способствует развитию бизнеса ваших аграриев?". "То, что называют демпингом, означает лишь следующее: в ЕС наша продукция стоит дороже, чем в России, - приводит свои возражения руководитель бизнеса средств защиты растений в России ООО "Дюпон Наука и Технологии" Антон Басов. - Мне хочется спросить: российские аграрии хотели бы покупать нашу продукцию подороже? Запретительные меры по отношению к нам лишат их выбора и доступа к качественной европейской продукции". Директор отдела по Восточной Европе (кукуруза и масличные культуры) ООО "КВС РУС" Владимир Дружина заявляет о другом подходе к ведению бизнеса, который характеризует иностранные компании.

"Мы вложили миллионы евро в научно-исследовательскую деятельность, ведем селекционную работу в России, наши станции оснащены по последнему слову техники", - отмечает он.

Заметно отстали

Несмотря на вполне резонное желание отечественных производителей превалировать на внутреннем рынке, они могут предложить потребителям не так-то много.

Технологии в России сильно уступают европейским. И это становится основным аргументом в возражениях иностранного бизнеса против требования запретительных мер, которое озвучивают российские производители.

Российская селекция не способна полностью обеспечить садоводов, овощеводов и растениеводов качественным посадочным материалом.

"Безвирусные маточники подвоев и привоев есть зарубежом, у нас нет, - констатирует Николай Щербаков. - В Голландии этим занимаются государственные учреждения, они выращивают суперэлиту, у нас этим государство не занимается. Тем более, у нас нет таких технологий, которые позволяют нашим коллегам из ЕС получать до 80 тонн яблок с гектара". Об этом же заявляют эксперты рынка ветеринарных препаратов. "Российское производство ветпрепаратов ведется или на основании закупленной зарубежом субстанции или наши производители создают уникальную молекулу, получают патент на нее и сидят на этом патенте какое-то бесконечное время, - отмечает Людмила Яровая. - Лишь некоторые из наших предприятий имеют аттестацию GMP, подтвержденную европейскими экспертами, что позволяет говорить о том, что они выпускают качественную продукцию.

Однако у нас нет аналогов зарубежных вакцин. Антибиотиков недостаточно. Китай на 72% обеспечивает Россию субстанцией. Китайская продукция неоднородна по качеству, есть низкий ценовой сегмент". Глава КФХ "Ваш фермер", преподаватель КубГАУ Лилия Цыганок недовольна качеством кормов, присутствующих на рынке: "Что бы мы ни говорили, качество - это главное для животноводов. Сегодня я все еще жду, когда появятся качественные корма".

Руководитель отдела маркетинга Дивизиона Кроп Сайенс компании Байер Виктор Борисенко находит прямую зависимость между успехами российских фермеров и наличием на рынке европейских технологий и продукции.

"Компании с иностранным капиталом вкладывают в продовольственную безопасность России не меньше, чем отечественные, - считает он. - Импортеры производят новые молекулы, они приносят новое на рынок". Директор по взаимодействию с органами госвласти в сфере растениеводства Ассоциации европейского бизнеса Татьяна Белоусович также убеждена, что без продукции и технологий из ЕС агросфера в России вряд ли сможет развиваться.

Мы не виноватые

В то же время российские производители заявляют, что при иных условиях и ином отношении к себе государства смогли бы наращивать производство, развивать научную базу и работать над качеством. "У нас есть чем импортозамещать, - заверят Салис Каракотов. - Мы не являемся дженерическими компаниями, а выступаем оригинаторами по целому ряду.

Уже сейчас "Щелково Агрохим" производит пять действующих веществ, наноразмерные продукты, причем по ряду продуктов расход действующего вещества на гектар чувствительно меньше, чем у мировых аналогов.

Урожайность пшеницы 63 ц/ га, по кукурузе 83 центнера на сухой вес, мы не получаем ни одного килограмма непродовольственного зерна, вообще нет 4 класса, про 5 класс я даже не говорю, затраты на гектар 32 тыс. рублей, а выручка - 50 тысяч. Мы тоже умеем работать". "Миф, что популярность зарубежных семян масличных связана с их более высокой урожайностью, - добавляет к этому Константин Кривошлыков. - Практика показывает, что, когда в структуре посевов доля полей с зарубежными сортами выросла до 70%, урожайность осталась на том же уровне". Председатель Агропромышленного союза Кубани Игорь Лобач акцентирует, что протест против импорта не просто способ занять большую часть рынка - преимущество отечественных производителей необходимо в целях продовольственной безопасности страны. "Да, мы отстали, - признает он. - Но в той ситуации, в которой мы оказались, что нам делать? Мы выживаем, как можем.

Сегодня нам нужно получить стабильное заполнение рынка, чтобы в случае нарушения отношений с иностранными государствами мы не остались без всего". Какими бы ни были причины отсталости отечественных технологий, российские производители справедливо хотели бы видеть баланс своих интересов и амбиций зарубежных компаний.

Представители европейского бизнеса уверены, что акценты на российском рынке должны расставить потребители и свободная конкуренция.

Однако очевидно, что там, где речь идет о национальной безопасности, обеспечить такой баланс призвано государство.

Этот сайт использует файлы cookies для более удобной работы пользователей с ним. Использование файлов cookies позволит АО «БАЙЕР» в будущем улучшить функционал данного веб-сайта. Нажимая кнопку «ОК», Вы соглашаетесь с использованием файлов cookies. Отозвать свое согласие на использование файлов cookies, а также получить более подробную информацию, Вы можете посетив страницы Политика Cookies и Пользовательское соглашение АО «БАЙЕР»